59e93856b76a4a06

Китайская диктатура дошла и до Google, неужели Google испугался

Через восемь лет после того, как Google покинул Китай за опасения цензуры и шпионажа, Alphabet Inc.’s, кажется, готова к компромиссу с китайским правительством для того, чтобы вернуться. Прошлой весной, по слухам, компания начала работу над Стрекозой, поисковик настраивается для рынка Китая, что бы заблокировать такие ключевые слова, как “права человека” и помогать китайским властям отслеживать тех, кто достаточно смелый для набора таких запросов. 

Эта стратегия создания двух продуктов - одного для Китая и другого для остального мира — может показаться прагматичным способом захватить часть крупнейшего в мире интернет-рынка. На самом деле, идея о том, что один продукт может быть изолирован от другого, наивна. Все, что Google будет делать с Dragonfly, делает сам Google более уязвимым для китайского вмешательства.

источник изображения: Omar Marques/SOPA Images/LightRocket/Getty Images/bloomberg

Желание Google вернуться в Китай понятно. Страна является домом для крупнейшего в мире количество интернет-пользователей, большое количество крупнейших и самых инновационных интернет-компаний, и огромный объем данных пользователей. Компания ищет пути , чтобы прорваться на рынок как минимум с 2014. Это будет нелегко. В 2010 году, когда Google ушел из Китая, среда для интернет-компаний была сложной. С тех пор это только ужесточилось. Присутствие иностранных фирм, таких как Facebook Inc. оказалось практически невозможным, в то время как китайские компании сталкивались со все более жесткими и дорогостоящими барьерами в работе, а также с частыми репрессиями Контента.

Некоторые китайские компании получают выгоду от рынка, в значительной степени свободного от конкуренции. Но в тот момент, когда они пытаются расшириться, им также приходится балансировать желание китайского правительства подвергать цензуре информацию с ожиданием глобальной аудитории, что-бы контент был свободным и нефильтрованным. WeChat, чрезвычайно успешная китайская социальная сеть, попыталась выявить круг иностранных пользователей и предоставленить им доступа к более широкому спектру информации. Как и ожидалось, этот подход Джерри-сфальсифицированный, в сочетании с приложением, которое никогда не было должным образом локализовано, не удался. WeChat остается в основном только приложением.

Азартная игра Bytedance, похоже, удалась. Комбинированное приложение набрало 500 миллионов пользователей в течение первого квартала 2018 года, TikTok был самым скачиваемым приложением на Apple, магазин приложений, помогая ему и Douyin стать глобальными явлениями.

Однако это не дало bytedance отсрочку от вмешательства правительства. В апреле чиновники приказали компании закрыть популярный сайт юмора, остановить загрузку приложения новости и приостановить потоковые данные на Douyin. В то время как TikTok еще не был мишенью, правительство не питало иллюзий, что это независимая компания, работающая на иностранной территории. Если чиновники хотели надавить на Bytedance дальше, они могли бы приказать компании закрыть приложение в любое время.

Обратное верно для Google: если компания раздражает правительство своими действиями за границей, Dragonfly предложит легкую цель для возмездия. Правительство вряд ли стесняется использовать свое влияние на иностранные компании для достижения своих политических целей. Ранее в этом году, оно запугало более 40 авиакомпаний, заставив внести изменения в их сайты, в которых упоминался Тайвань как отдельный остров, территорию, которую Китай считает своей. Отказ мог привести к коммерческим и эксплуатационным штрафам, включая потенциальные бойкоты и отказ в наземном обслуживании аэропортов.

Первая страница результатов поиска Google без цензуры на Тайване не соответствует соглашениям о присвоении имен китайскому правительству. Будут ли партийные чиновники угрожать снять Стрекозу, если компания не исправит ситуацию? Это вряд ли вне сферы возможностей, что вызывает вопросы о долгосрочной способности Google поддерживать любой китайский бизнес. Руководители Google, похоже, готовы пойти на этот риск. Акционеры могут спросить, стоит ли это того.

источник: bloomberg